images
+7 (926) 168-32-24
пн - пт с 09:00 до 18:00
image
image
Бесплатные консультации
image
Значительные скидки при наличии двух и более компаний
image
На этапе знакомства бесплатный экспресс-аудит финансового состояния компании

5. Регулирование бухгалтерского учета

5.1. Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Закон N 129-ФЗЗакон N 402-ФЗ
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации [*] (п. 1 ст. 5) Уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [*] (п. 2 ст. 3)
Из п. 2 ст. 5 следует, что регулирование бухгалтерского учета, разработка и утверждение нормативных актов по вопросам бухгалтерского учета осуществляются органами [*]которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в пределах их компетенции.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,издаваемые органами [**[, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России
Субъектами регулирования бухгалтерского учета являются (ст. 22): 1) органы государственного регулирования бухгалтерского учета: уполномоченный федеральный орган [*]; - Центральный банк РФ; 2) субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета - саморегулируемые организации (в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета)

--------------------------------
[*] Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, п. п. 1, 4, 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 185, ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

[**] Функции по установлению правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ возложены на Банк России (п. 14 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 40 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", см. также Письмо Минфина России от 03.05.2011 N 07-02-06/67).

Таким образом, после вступления в силу Закона N 402-ФЗ регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять Минфин России и Банк России. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 23 Закона N 402-ФЗ.

Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации. Иными словами, Закон N 402-ФЗ закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 24 Закона N 402-ФЗ. В частности, СРО могут:

  • разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган [1];
  • участвовать в подготовке программы разработки федеральных стандартов [2]; участвовать в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета [3];
  • разрабатывать и принимать рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • разрабатывать предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
  • участвовать в разработке международных стандартов.

--------------------------------
[1] Любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета может быть разработчиком федерального стандарта (ч. 1 ст. 27 Закона N 402-ФЗ).
[2]Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган (ч. 2 ст. 26 Закона N 402-ФЗ).
[3]Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета. В состав совета входят 10 представителей научной общественности и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета (общее количество членов совета - 15 человек) (ч. ч. 1, 5 ст. 25 Закона N 402-ФЗ).

5.2. Принципы регулирования бухгалтерского учета

Статья 5 Закона N 129-ФЗСтатья 20 Закона N 402-ФЗ
Соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета
Единство системы требований к бухгалтерскому учету
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро (п. 2). Упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций
Применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов
Обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов
Недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета [*]

-------------------------------- [*]
Минфин России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору (п. 7 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации).

В отличие от прежнего Закона "О бухгалтерском учете" в Законе N 402-ФЗ регулированию бухгалтерского учета посвящена целая глава, причем принципы регулирования выделены в отдельную статью (см. ст. 20 "Принципы регулирования бухгалтерского учета").

Ранее требования к системе регулирования (принципы регулирования) бухгалтерского учета были изложены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180. В частности, в указанном документе были перечислены такие требования:

  1. разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества и распределение функций между ними;
  2. обеспечение единства системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации;
  3. целенаправленность ее развития;
  4. учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей;
  5. преемственность.

Как видим, часть из этих требований реализована в новом Законе "О бухгалтерском учете". В частности, там появились положения о субъектах негосударственного регулирования бухгалтерского учета, другая часть требований провозглашена в качестве принципов регулирования бухгалтерского учета (второму, третьему и четвертому из перечисленных выше требований отвечают п. п. 2, 4 и 1 ст. 20 Закона N 402-ФЗ соответственно).

5.3. Законодательство о бухгалтерском учете и документы в области регулирования бухгалтерского учета

Закон N 129-ФЗЗакон N 402-ФЗ
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (ст. 3):
- Федерального закона "О бухгалтерском учете";
- других федеральных законов;
- указов Президента РФ;
- постановлений Правительства РФ
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (ст. 4): - Федерального закона "О бухгалтерском учете";
- других федеральных законов;
- принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов
Нормативная база бухгалтерского учета состоит из (п. 2 ст. 5):
- планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению;
- положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
- других нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета;
- положений и стандартов, устанавливающих принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (ст. 21):
- федеральные стандарты (обязательны для применения);
- отраслевые стандарты (обязательны для применения, устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности);
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ различают федеральные, отраслевые стандарты и стандарты экономического субъекта. Обращаем внимание, что международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

Законом N 402-ФЗ установлена строгая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, и установлено правило непротиворечивости этих документов (ч. 15 ст. 21 Закона N 402-ФЗ):

  • федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону "О бухгалтерском учете";
  • отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Внимание! До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, и после вступления в силу Закона N 402-ФЗ организации будут применять действующие положения по бухгалтерскому учету, методические указания и др. документы, утвержденные Минфином России.

Обращаем особое внимание на то, что в Законе N 402-ФЗ отсутствует норма, аналогичная содержавшейся в п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ. Норма, о которой идет речь, требовала сообщать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда такие правила не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации (с соответствующим обоснованием). В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривалось как уклонение от их выполнения и признавалось нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Минфин России и ранее предостерегал от необоснованного применения данной нормы (см., например, Письма от 29.01.2009 N 07-02-18/01, от 12.01.2006 N 07-05-06/2). С прекращением действия Закона N 129-ФЗ неприменение установленных законодательством и нормативными актами правил бухгалтерского учета недопустимо.

Исключением является отступление от правил Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (далее - ПБУ 4/99) на основании п. 6 указанного ПБУ в случаях, когда применение правил данного ПБУ не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Согласно п. 25 ПБУ 4/99 в таких исключительных случаях (в качестве примера приводится национализация имущества) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках необходимо:

  • указать, что организация при формировании бухгалтерской отчетности допустила отступления от правил ПБУ 4/99 в соответствии с п. 6 ПБУ 4/99;
  • раскрыть существенные отступления с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также сообщить, как данные отступления повлияли на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении;
  • подтвердить оценку последствий отступления от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, произведенную в денежном выражении.

Рекомендации в области бухгалтерского учета:

  1. могут приниматься в отношении (ч. 9 ст. 21 Закона N 402-ФЗ):
    • порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами;
    • организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета;
    • порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности бухгалтерских служб и ведения бухгалтерского учета; порядка разработки стандартов.
  2. принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями) и применяются экономическими субъектами на добровольной основе (п. 5 ст. 24, ч. 8 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).;

Стандарты экономического субъекта:

  • предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11 ст. 21 Закона N 402-ФЗ);
  • применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 13 ст. 21 Закона N 402-ФЗ);
  • могут быть разработаны и утверждены экономическим субъектом для обязательного применения дочерними обществами этого экономического субъекта (ч. 14 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, организации могут разрабатывать отдельные стандарты бухгалтерского учета (по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.), в которых учтены специфика организации и условия хозяйствования. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Отметим, что стандарты, разработанные экономическим субъектом, могут противоречить рекомендациям в области бухгалтерского учета.