11. Бухгалтерская отчетность и внутренний контроль
11.1. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность (п. 1 ст. 13)
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 13)
Бухгалтерская отчетность - единая система данных (ст. 2):
- об имущественном и финансовом положении организации;
- о результатах ее хозяйственной деятельности.
Составляется она на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация (п. 1 ст. 3):
- о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
- о финансовом результате его деятельности; - о движении денежных средств за отчетный период.
Данные отчетности систематизируются в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать необходимое для принятия экономических решений достоверное представление (ч. 1 ст. 13):
- о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
- о финансовом результате его деятельности;
- о движении денежных средств за отчетный период
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 6 ст. 13)
Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации (ч. 7 ст. 13)
Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 13)
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером- специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет (п. 5 ст. 13)
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13)
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные -- законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13)
Закон N 402-ФЗ устанавливает безусловную обязанность экономических субъектов составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую отчетность).
Одной из основных задач бухгалтерской отчетности наравне с предоставлением достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности экономического субъекта названо предоставление информации о движении денежных средств за отчетный период. Заметим, что сейчас требование о том, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление не только о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, но и об изменениях в ее финансовом положении, содержит ПБУ 4/99.
Закон N 402-ФЗ, повторяя норму п. 8 ПБУ 4/99, указывает на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, в том числе его филиалов и представительств, независимо от их места нахождения.
Требование Закона N 402-ФЗ составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в рублях также не является новым (см. п. 16 ПБУ 4/99), хоть оно и отсутствовало в Законе N 129-ФЗ.
Если до введения в действие Закона N 402-ФЗ бухгалтерскую отчетность должен был подписывать главный бухгалтер, то с 1 января 2013 г. достаточно подписи руководителя экономического субъекта на экземпляре отчетности на бумажном носителе. Из ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ можно также сделать вывод о том, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо.
Новый Закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает требований к содержанию пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Заметим, что и сама пояснительная записка в новом законе не поименована в составе форм бухгалтерской отчетности.
11.2. Состав и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 13)
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из (п. 2 ст. 13): а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из (ч. 1 ст. 14):
- бухгалтерского баланса,
- отчета о финансовых результатах,
- приложений к ним
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14)
Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 13)
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14)
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Такие организации (объединения) представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе (п. 2 ст. 13, п. 4 ст. 15): а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) отчет о целевом использовании полученных средств
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из (ч. 2 ст. 14):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о целевом использовании средств;
- приложений к ним
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 14)
Хотя в новом Законе "О бухгалтерском учете" отсутствует норма о том, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливает Минфин России, соответствующие полномочия предоставлены данному органу п. 5.2.21 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329).
В отношении состава годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отличия Закона N 402-ФЗ от прежнего закона "О бухгалтерском учете" следующие.
1. Уточнено название одного из двух основных отчетов: отчет о прибылях и убытках в новом законе представлен как отчет о финансовых результатах. Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.
2. Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка. Первое представляется логичным. Ведь аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Закон N 402-ФЗ позволяет избежать ситуации, когда часть бухгалтерской отчетности одновременно является документом, подтверждающим ее достоверность.
Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.
В отношении пояснительной записки отметим следующее. Согласно п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности" иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме. Можно предположить, что пояснения в текстовой форме фактически представляют собой пояснительную записку, поэтому она не поименована отдельно в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ.
По поводу состава отчетности некоммерческих организаций.
Если Закон N 129-ФЗ устанавливал упрощенный порядок только для общественных организаций (объединений) и только при условии, что ими не осуществляется предпринимательская деятельность и они не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), то в Законе N 402-ФЗ особый состав отчетности установлен для всех некоммерческих организаций.
Закон N 129-ФЗ в рамках упрощенного порядка предусматривал представление трех форм отчетности:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
Новый закон не требует представления некоммерческими организациями отчета о прибылях и убытках (по новому Закону - отчета о финансовых результатах), что было бы вполне понятно при отсутствии предпринимательской деятельности. Однако многие некоммерческие организации в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" осуществляют предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это соответствует целям, ради которых они созданы, и служит их достижению. Такой деятельностью может быть приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Кроме того, ведение некоммерческими организациями учета доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности предусмотрено п. 3 ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ. В такой ситуации отсутствие отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах) в перечне обязательных форм отчетности некоммерческих организаций представляется неоправданным.
Следует отметить, что в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (включая общественные организации и объединения) перечислены приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств. Как разъяснил Минфин России в Письме от 05.05.2012 N 07-02-06/126, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств устанавливается федеральными стандартами (п. 6 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
11.3. Годовая и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность. Отчетный период и отчетная дата
Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ
Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (п. 1 ст. 14)
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13).
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15)
Первым отчетным годом для вновьсозданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год (п. 2 ст. 14)
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено Законом N 402-ФЗ [*] и (или) федеральными стандартами (ч. 2 ст. 15). В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15)
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14)
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года (ч. 5 ст. 13). Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 13). Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. 4 ст. 15). Первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. 5 ст. 15)
Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 6 ст. 15)
--------------------------------
[*] Данная норма не применяется при изменении типа государственного (муниципального) учреждения (ч. 3 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Значительным отличием нового Закона "О бухгалтерском учете" является отсутствие в нем норм, регламентирующих периодичность составления промежуточной отчетности, а также содержащих требование составления промежуточной отчетности. Согласно Закону N 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года. Случаи, когда экономические субъекты обязаны составлять промежуточную отчетность, установлены законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Напомним, что Минфин России является органом государственного регулирования бухгалтерского учета (см. п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, п. п. 1, 4, 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 185, ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ и после 1 января 2013 г. продолжает действовать ПБУ 4/99, п. 48 которого предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Таким образом, на основании приведенных выше норм организации и после вступления в силу Закона N 402-ФЗ обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.
В новом Законе "О бухгалтерском учете" прямо установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на отчетную дату, то есть на последний календарный день отчетного периода. Это значит, что в составе годовой бухгалтерской отчетности представляется бухгалтерский баланс на 31 декабря отчетного года, а не на 1 января следующего за отчетным года. Хотя в Законе N 129-ФЗ аналогичной нормы не было, организации и раньше составляли бухгалтерскую отчетность по состоянию на отчетную дату, которой считался последний календарный день отчетного периода. Это следовало из п. п. 4, 12, 18 ПБУ 4/99.
Обращаем внимание, что в Закон N 402-ФЗ включены отдельные статьи, посвященные особенностям составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц (см. ст. ст. 16, 17 Закона N 402-ФЗ).
11.4. Представление, утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности
Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ
Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15)
Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1 ст. 18). Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен (ч. 3 ст. 18
Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15)
Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18)
Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.
При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности (п. 5 ст. 15)
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности (ч. 4 ст. 18)
Государственные (муниципальные) учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 15)
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами. Годовая бухгалтерская отчетность бюджетного или казенного учреждения утверждается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (абз. 2, 3 п. 2 ст. 15)
Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (ч. 9 ст. 13)
Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям (ст. 16)
Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (ч. 9 ст. 13). В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (ч. 11 ст. 13)
В отличие от Закона N 129-ФЗ новый Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики. Однако это не означает, что требование представлять экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности другим пользователям не может содержаться в других законах.
Обращаем внимание, что с 1 января 2013 г. организации также обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, пп. "а" п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ).
Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики практически не изменился: вместо "в течение 90 дней" в новом Законе указано "не позднее трех месяцев". Таким образом, предельный срок представления годовой отчетности в високосный год теперь составит 91 день.
Представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности Законом N 402-ФЗ не предусмотрено.
Важным новшеством стало отсутствие в новом Законе требования о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оно было установлено для организаций (за исключением бюджетных и казенных учреждений) абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ и являлось трудно выполнимым. Дело в том, что утверждение годовой бухгалтерской отчетности в акционерных обществах (АО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) относится к компетенции общего собрания акционеров (участников ООО) (пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). При этом годовое общее собрание акционеров АО проводится в сроки, устанавливаемые уставом, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года, а общее собрание участников ООО должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 Федерального закона N 208-ФЗ, ст. 34 Федерального закона N 14-ФЗ). Таким образом, нередко выполнить требование Закона N 129-ФЗ о представлении утвержденной бухгалтерской отчетности не представлялось возможным. В Законе N 402-ФЗ процедуры представления и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности не увязаны. По вопросам порядка и случаев утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности Закон N 402-ФЗ отсылает к другим федеральным законам. В случае обнаружения существенных ошибок в представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее утверждения у организации может возникнуть необходимость замены первоначально представленной отчетности на пересмотренную в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" ПБУ 22/2010 (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).
Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он лишь устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту. Необходимость последнего требования связана с исключением аудиторского заключения из состава бухгалтерской (финансовой) отчетности.
11.5. Внутренний контроль
Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ
Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19)
кономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) (ч. 2 ст. 19)
Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке. Причем объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.
Требования ч. 1 ст. 19 Закона N 402-ФЗ отчасти представлены в положении ст. 3 Закона N 129-ФЗ о том, что задачами бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Кроме того, согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ учетная политика организации должна включать в себя порядок контроля за хозяйственными операциями.
Непосредственно вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются, например:
- ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- ст. 18 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах".
Согласно Плану Минфина России на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440) после принятия нового Закона "О бухгалтерском учете" должны быть разработаны рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В частности, составляющими системы внутреннего контроля являются выявление рисков и управление ими. Информация о рисках хозяйственной деятельности организации необходима для полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (абз. 2 п. 6, п. 39 ПБУ 4/99).
По данному вопросу см. Информацию Минфина России N ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности".